Новоселье к Дню Победы

В окна Улиты Ивановны весело плещет солнце, наполняя всю квартиру радостным весенним светом. И от этого квартира кажется еще просторнее и светлее. А радость — еще больше: теперь, благодаря исполнению Указа президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», у У.Кузьминой есть своя собственная двухкомнатная квартира…

… Улита родилась и выросла в многодетной семье в небольшом бурятском селе Барыкино. Ей было всего 17 лет, когда началась война. Молодежь — и парней, и девчат — быстро обучили снайперским навыкам. Обучение велось в соседнем селе Ключи.

— Там высокая гора, – рассказывает Улита Ивановна. — Вот в эту гору мы и стреляли. Самым лучшим по итогам обучения выдали удостоверение и значок «Ворошиловский стрелок», присвоили мне и воинскую специальность: снайпер-минометчик.

Пока молодые люди осваивали винтовки и отрабатывали умение прицельно стрелять, из их небольшого села один за другим уходили на фронт мужики, оставляя дела колхозные женам да повзрослевшим до срока детям. Ушел на фронт и отец Улиты, и старший брат. Надо матери помогать младших братьев-сестер кормить. Вот и пошла вчерашняя школьница на работу в родной колхоз. Определили ее в … трактористы.

В их рядах были и те, кто еще вчера вместе с Улитой учился снайперскому делу. В числе ушедших был и односельчанин Сергей Кузьминых. Младше Улиты, но сумел в документах прибавить себе пару годков и рванул снайпером на фронт. Ждала призыва и девушка, а пока работала на колхозных полях на своем гусеничном СХТЗ-НАТИ; по зиме дрова заготовляли, весной пахали, сеяли, к августу на комбайн Улита пересела.

Так и отпахала Улита Ивановна все четыре огненных года на НАТИке, без выходных, без праздников, по 12 часов, а в пахоту да в уборочную — и по все 18 часов в сутки.

— Помню, нарочный в поле прибежал, руками машет: все, кончай сеять-работать — война кончилась! — раскрывает наша героиня. — Мы как стояли, так и пали, и давай реветь. Так ревели, так ревели… Смеялись и опять ревели…

Война-то закончилась, только мужиков в селе не прибавилось – все колхозные работы так и остались на женских плечах.

Однако жизнь налаживалась. Парни, кто в живых остался, возвращались в родные края. Вернулся и Сергей Кузьмин. Где служил — не рассказывал. Даже десятилетия спустя дети так и не смогли установить его фронтовой путь: в различных военкоматах им сообщили лишь то, что ефрейтор Сергей Степанович Кузьмин окончил высшую школу снайперов. А вот на каких фронтах и в какой части служил, ни-ни: информация засекречена.

Молодые поженились. Друг за дружкой родились дочки и сын. Только жизнь не шла, не складывалось что-то. Расстались. Улита Ивановна осталась с тремя детьми на руках, да еще двойню со дня на день поджидала. Так что пятерых растила одна. Но свою судьбу так ни с кем больше и не связала. Отца младшие дети почти и не знали, зато тетки по отцовской линии всегда племянников привечали.

Жизнь раскидала эту пятерку по просторам нашей необъятной родины. Сестры осели в Невьянске. Со временем и У.Кузьмина к ним перебралась. Сперва с одной жила в частном доме. Затем у второй в общежитии, в одной комнате. И ничего не ждала и не просила. Пока добрые люди не подсказали, что ей, как вдове фронтовика, полагается жилье. Лишь год назад дочь Вера начала оформлять все документы. А в феврале нынешнего года уже пришел ответ, что Улита Ивановна является получателем единовременной денежной выплаты из федерального бюджета для строительства или приобретения жилья. На эти почти два миллиона рублей для ветерана была приобретена двухкомнатная квартира. Сколько было радости! И вот теперь все хлопоты переезда остались позади: в первое майское утро проснулась ветеран в своей собственной благоустроенной квартире. И нынешнее 9 Мая встретит У.Кузьмина в просторной комнате, за праздничным столом, в окружении своих детей, внуков и правнуков, чтобы еще раз вспомнить, как тогда, 76 лет назад, прибежал к ним в поле нарочный со словами «Победа!».

Ольга СЕВРЮГИНА