Екатеринбургский трамвай – один из лучших в стране

ЕМУП «Городской транспорт», недавно отметивший 90-летие Екатеринбургского трамвая, организовал для представителей прессы посещение музея истории горэлектротранспорта (улица Степана Разина, 51).

Накануне юбилея крупнейшего в области муниципального транспортного предприятия его музей пережил реконструкцию и пополнился новыми экспонатами, документами и фотографиями.

Например, настоящим украшением музея стал столетний резной письменный стол, за которым в своё время работали руководители предприятия. Также в преддверии праздничной даты «оделись» в нарядные мундиры и ретровагоны, расположенные на открытой музейной площадке на территории Южного депо (улица Фрунзе, 35).

Радушный руководитель музея, ветеран СТТУ Александр Серебренников поведал заинтересованным журналистам любопытную историю становления и развития муниципального транспорта в Свердловске-Екатеринбурге.

Многие с удивлением узнали, что сам по себе электрический трамвай – это российское изобретение. В далёком 1880 году его создал Фёдор Пироцкий, построивший вагон на электротяге, которая передавалась через рельсы. Однако эксплуатировать трамвайное движение раньше всех начали за границей – в Германии, затем в Англии.

В Екатеринбурге же «городская железная дорога» появилась только 7 ноября 1929 года, когда была запущена её первая линия – от Цыганской площади (ныне район Южного автовокзала) до Железнодорожного вокзала.

Муниципальная транспортная сеть постоянно росла и развивалась вместе с городом. В годы военного лихолетья трамваи использовались для перевозки не только пассажиров, но и грузов для предприятий. Часть вагонов была переоборудована под санитарные. В мастерских ТТУ производили военную продукцию.

За свои 90 трудовых лет Свердловский трамвай установил несколько рекордов. В 1930-е годы он считался самым скоростным в стране, а в 1990-е оказался в тройке лучших по протяжённости сети и количеству перевозимых пассажиров.

С тех же 1990-х годов начала осуществляться программа «Совместное производство екатеринбургских трамваев (СПЕКТР)». Первый вагон с одноимённым названием поступил в Западное депо в 1997 году.

В последнее время в ряде городов России количество трамвайных линий неуклонно сокращается, а то и вовсе ликвидируются целые системы, зато в Екатеринбурге сохраняется тенденция к расширению сети горэлектротранспорта. Об этом рассказал начальник отдела организации транспортного обслуживания населения Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Администрации города Екатеринбурга Иван Шуравин.

«Как известно, в начале своего исторического пути городской трамвайный парк состоял всего из 10 вагонов. А теперь в нём уже порядка 460 вагонов, из них ежедневно на линию по 30 маршрутам выходят 356. Если изначально трамвайная линия была всего в 13,4 километра, то сегодня суммарная протяжённость всех трамвайных "дорог" составляет 188 километров в однопутном исчислении. И это далеко не предел, – отметил Иван Шуравин. – Строится трамвайная линия Екатеринбург – Верхняя Пышма, которую планируется сдать в эксплуатацию в следующем году. Проектируются линии в микрорайоны Солнечный и Академический. Всё это, наряду с обновлением подвижного состава, должно существенно улучшить транспортную обстановку в городе».

Текст подготовил Вадим Федотов, фото Фёдора Серкова