Мечтать, фантазировать, создавать…

В загородном оздоровительном лагере «Лесная сказка» прошла необычная смена для старшеклассников из Нижней Салды.

Детям свойственно воспринимать окружающий мир в несколько ином свете, нежели нам, взрослым. И это правильно, ведь на них не оказывают давление строгий расчёт экономики или цена возможной ошибки. Даже осень разводит на палитре природы яркие краски для того, чтобы детская рука смогла нанести их на холст воображения. И эти цвета ложатся в основу нового представления о будущем своего города, его жителей, самих себя. Такой откровенный и вместе с тем незаурядный взгляд на существующие проблемы является не просто желанием их разрешить, он открывает маленькую дверцу в удивительный мир творчества на пути этих решений.

Именно в таком формате проходила 7-дневная смена в «Лесной сказке», когда её участники под руководством опытных наставников были заняты важной работой, создавая вполне определённый продукт.

 Творческий шестигранник

И вот мы с главным организатором и руководителем этого социально-гуманитарного проекта Светланой Терентьевой направляемся по загородной дороге в «Лесную сказку». В это осеннее время с отголосками бабьего лета такой маршрут среди уральской природы иначе, чем «дорогой в сказку», и не назовёшь. Однако конечная наша цель – увидеть и понять, как самые невероятные предположения и дерзкие идеи становятся былью.

– То, что мы проводим во время этой необычной лагерной смены, нельзя назвать педагогическим экспериментом, – по пути в «Лесную сказку» вводит меня в курс дела Светлана Юрьевна. – Процесс выстроен на современной методике, разработанной Институтом Шифферса, и основан на принципах мыследеятельностного подхода. Наша задача запустить этот механизм, всё остальное дети делают сами. И это главная особенность проекта. Судя по первым дням работы, всё складывается хорошо. Ребята увлеклись своими разработками, глаза горят, идеи фонтанируют…

Как объяснили организаторы мероприятия, разработки детских проектов осуществляются по шести направлениям: патриотическое воспитание, экология, медицина, урбанистика, дизайн и краеведение. Все они выделены в так называемые лаборатории, где и осуществляется вся проектная деятельность.

– Изначально каждую лабораторию погружали в тему работы, – рассказывает принцип деятельности педагог дополнительного образования Евгений Тихонов. – Кто-то делал это с помощью экспертов, которые приезжали к нам в лагерь и обозначали своё видение существующих в городе проблем. Кстати, это авторитетные и знающие жизнь города люди: Владимир Матвеевич Лобжин, Леонид Валентинович Чукин, Марина Анатольевна Упорова.
Кто-то анализировал материал, полученный в форме видеороликов, что придавало большую самостоятельность и дополнительную уверенность в своих возможностях.
А дальше – коллективный процесс, направленный на постановку проблемы.
В данный момент дети уже спланировали развитие своих проектов на перспективу, что, собственно, и является первым положительным итогом. Они в теме, они продолжают ею жить, а значит, рано или поздно она найдёт своё воплощение.

Будущее создаём сегодня

Чтобы поближе познакомиться и понять, как всё это происходит на самом деле, с позволения организаторов на один день мы окунулись в атмосферу процесса.

Экологи увлечённо конструировали систему перехода на использование безопасных упаковочных материалов и мест сбора отходов, создавали методику охраны природы и пропаганды не мусорить.
Представители лаборатории урбанистики проектировали набережную пруда.
Дизайнеры пытались украсить свой город новыми архитектурными шедеврами.
Не менее продуктивно шла работа по обсуждению методов патриотического воспитания. Школьники говорили о необходимости сохранения исторического лица города, искали ответ на вопрос, как сделать Нижнюю Салду привлекательной для туризма и, конечно, рассуждали, как самим оставаться патриотами своей Родины. В знак подтверждения этих слов, ребята дружно исполнили Гимн России, развернув над головой российский флаг. И знаете, такой подход впечатляет!

Лично мне очень импонирует тот факт, что ребята научились работать проектной командой и способны дополнять друг друга. Шесть направлений, шесть команд, десятки личных мнений и взглядов, но все они складываются в одну общую философию, имя которой – «Будущее». И с такой философией не поспоришь, ведь создают её наши дети. Разве что стоит оказать им поддержку с высоты своих знаний и опыта, как это делают Владимир Лобжин, Леонид Чукин, Марина Упорова или Надежда Николаевна Евсеева, как это делают координаторы проекта и педагоги, как об этом заботится Управление образования городского округа.

– Я уверена, что после этой смены дети не прекратят заниматься своими проектами, – подводит итоги смены Светлана Терентьева. – Стать мечтателями за семь дней трудно, а вот научиться не бояться мечтать – можно. А это уже первый признак будущего лидера, способного сформулировать свою мечту, правильно выбрать способ её достижения и вести за собой к намеченной цели. Мы только в начале пути, а значит, всё ещё впереди.

Остаётся только добавить, что глава нашего региона Евгений Куйвашев уже неоднократно отмечал необходимость обеспечения условий для обучения и раскрытия потенциала талантливой молодёжи во всех муниципалитетах области.

– В каждом муниципалитете должны быть созданы условия и площадки для подготовки талантливых ребят. Необходимо продумать вопросы проживания, питания, безопасности, чтобы дети на таких площадках могли заниматься, учиться, развивать свои таланты. Мы должны предусмотреть дополнительные источники финансирования на эти цели. Думаю, что это будет правильно и справедливо, – подчеркнул губернатор в одном из своих выступлений на заседании областного Правительства. Эти слова очень точно определяют правильность направления работы с одарёнными детьми, которая проводится на салдинской земле.