О бубликах, кластере и горе Белой

В начале марта редакторы областных СМИ побывали в двухдневном автопробеге по территории кластера «Гора Белая».

Гора Белая. Раньше мне казалось, что это — про бублики и лыжи. А оказалось — про грандиозные планы. Про туристический кластер, который раскинется вокруг горы на 2,5 тысячи квадратных километров и обни-мет собой 16 населенных пунктов. Вдохнет жизнь в старые деревни и даст 2,5 тысячи рабочих мест.
К 2028 году на территории крупнейшего в Свердловской области кластера, площадью с маленькую страну, должно появиться больше двух сотен новых объектов.

С тем, как из почти унылой территории вырастить крупнейший центр притяжения туристов, и о том, куда уже можно поехать сейчас, мы выясняли вместе с редакторами областных СМИ в нашем двухдневном автопробеге на гору Белую, организованном информационным агентством URA.RU.

Сердце кластера — гора Белая

- А 500 млн лет назад здесь разливалось Девонское море, — говорит историк Андрей Ермоленко и делает широкий взмах рукой. — Скалы по Чусовой — его берега.

Мы стоим у самого подножия горы Белой, и задача слушать Андрея, знатока этих мест, борется с желанием срочно найти чашку горячего чая: на Белой нынче ветрено и туман. Кажется, что Белая тоже замерзла и, чтобы согреться, натянула на себя все соседние облака.

Разумеется, именно она, гора, станет центром и якорем кластера. Точнее, ее горнолыжный комплекс. Он уже сегодня бьет рекорды по количеству желающих спуститься отсюда на горных лыжах и сноубордах, съе-хать на бубликах и ватрушках.

Сейчас на Белой работают три трассы и один подъемник, есть прокат инвентаря и бассейн, кафе и гостиница.
А будет… Много чего тут будет по планам, о которых, несмотря на пронизывающий ветер, рассказывает нам заместитель директора управляющей компании кластера Евгений Мантуров. И показывает нам на стендах эскизы объектов, которые здесь выстроят в ближайшие годы.

Итак, у подножия здесь вырастет целая горнолыжная деревня, в которой будет все на любой вкус и коше-лек: апарт-отель на 118 апартаментов, семейные шале, хостелы, горнолыжный комплекс «Гнездо орла», СПА-комплекс с бассейном под открытым небом, развлекательный центр, магазины и кафе. Словом, здесь будет все, чтобы 1,5 млн туристов, на которых тут рассчитывают, задержались бы не на несколько часов, как сейчас.
На самой Белой появятся около 30 горнолыжных, велосипедных и пешеходных трасс общей протяженно-стью почти 50 километров.

А также первые в области сани на рельсах, так называемый родельбан, по типу американских горок, и зиплайн — скоростная тарзанка, на которой можно будет просвистеть над деревьями. Да, именно тарзанка, ведь гора идеально подходит не только для профессионалов и начинающих сноубордистов и лыжников, но и для семейного досуга, в том числе летом.

Так что Белую сделают, можно сказать, многофункциональной. Недаром над разработкой концепции кла-стера трудились канадские эксперты.

Сегодня здесь ведут непростую работу по оформлению земель, поскольку часть из них находится на терри-тории государственного лесного фонда и согласовывать проекты приходится на уровне федерации.
За 10 лет проекта сюда будет вложено около 45 млрд рублей, из них 30 млрд — частных инвестиций. 19 ре-зидентов уже заявили о готовности вложиться. Это не только региональные операторы кемпингов, но и экофермеры, производители сельскохозяйственной и пищевой продукции, и даже сторонники идеи созда-ния здесь птичьего парка и организации по сбору ягод.

- Мы строим только инженерную инфраструктуру, — говорит Евгений Мантуров, — Все остальное будет построено здесь за счет частного капитала, инвесторов.

Задача управляющей компании — подготовить почву для бизнеса, который сюда придет. Бонус — резиден-там кластера положены налоговые льготы на имущество и прибыль.

Зависнуть в Висиме

Висим — самая старая деревня в Свердловской области, убежден Андрей Ермоленко. Вот взять хотя бы подпорную стену плотины Висимо-Шайтанского пруда, к которой мы спустились по крутому обрыву, пре-одолевая реальный шанс свалиться вниз.

Построили ее в 1730 году для Висимо-Шайтанского завода, чтобы, задерживая воду, плотина могла приво-дить в действие заводские механизмы. Кстати, самовольное строение Демидова.

Здесь же, в Висиме, проходила первая на Урале железная дорога, просуществовавшая 115 лет. Пять лет назад ее разобрали. Ширина дороги составляла 883 мм, потому что именно такие паровозы Демидовы ку-пили за границей.

Именно эта железная дорога может стать одним из веломаршрутов в кластере «Гора Белая». А сам Висим — первым центром притяжения.

Управляющая компания кластера намерена вдохнуть жизнь в тоскливые уральские деревни, и первой из них станет Висим — как главная историческая достопримечательность и колыбель горнозаводской цивили-зации. Сейчас, зимой, здесь живет почти 1,5 тысячи человек. Летом — наплыв дачников.

В ближайших планах здесь, по информации Евгения Мантурова, построить визит-центр рядом с местным домом культуры, большую детскую площадку (какой ей быть — спросили у местных жителей), облагоро-дить красивейший берег реки и много чего еще. И — проводить здесь самые разные мероприятия и фести-вали под открытым небом, привлекая к обслуживанию туристов местное население. Хоть фестиваль «В гос-тях у Мамина» (Мамин-Сибиряк родом из здешних мест), хоть «Капустный», так как висимская земля родит ее изрядно. Дать заработать местным, привлечь в деревни региональные инвестиции и частный бизнес — вот такая сверхзадача.
Кстати, фестиваль «В гостях у Мамина», православный фестиваль и фестиваль шансона проводятся здесь каждый год. На турбазе «Верхний Прудок» в Черноисточинске можно пострелять из ружья.

Танцы соломенных кукол

Ольга Пыстогова и ее дом-музей «Русская изба» — одни из резидентов кластера «Гора Белая». Несколько лет назад Ольга со своим мужем-художником купили старый дом на окраине Висима, подшаманили его и вернули идентичность. И сейчас «Русская изба» — самая теплая во всех смыслах остановка, если вы задума-ете маршрут выходного дня в Висим.

Нет родной культуры без истоков. Если вы тоже так считаете, вам — сюда. Прижаться спиной к русской печ-ке, испить травяного чая с только что испеченным с вашей же помощью печеньем, увидеть, как танцуют со-ломенные куклы — обереговые, игровые, обрядовые, узнать про 49 хороводов — столько, сколько букв в древней «Буквице», вспомнить русские традиции и обычаи, те, что давно лежат на сердце каждого и напол-няют душу смыслом.

Ну и примерить сарафан, конечно — фотосессию никто не отменял.

У самой избы, которой 200 лет, тоже есть своя красивая и печальная история. Жили здесь Захаровы, муж с женой и шестеро детей — своих и приемных. И был у хозяина, справного лошадника, конь Орлик. Любил Орлик своего хозяина без оглядки. Так, что в день, когда деда не стало, конь понял потерю и вынес двери денника. Он плакал большими человеческими слезами…

Когда дом покупали, нашли и сбрую Орлика. Он теперь, как и дом, — сплошная история.

Батон, Петрович и свиньи в каракулевой шубе

Если вы запаслись яблоками и морковкой — вперед, в тур выходного дня в Висим! На мараловую ферму.
На входе вас встретит боевая рыжая собака. Но это только для внешнего устрашения, а так она любит обни-машки.

Помимо маралов, кого здесь только нет! Пятнистые олени, страусы, якутские лошадки, а также хаски, кро-лики, альпаки, козы и венгерские свиньи мангалицы. Словом, посмотреть есть на кого.

Поскольку ферма большая, ее обитатели времени даром не теряют — есть хочется всем. Поэтому не пугай-тесь, если прямо на входе к вам под ноги кинется кролик и продаст за вашу морковь Родину. А олени будут выстраиваться в очередь, чтобы сожрать ваше яблоко.

Гладить, кормить и фотографировать — пожалуйста. Редкая для наших мест венгерская свинка оказалась очень смешным кудряво-лохматым существом: это как бы наша свинья, но только в каракулевой шубе. В Венгрии эта порода считается национальным наследием и охраняется законом. Глядя на нее, даже не хо-чется думать, что мраморный бекон, получаемый из этой породы, очень вкусный и ценится во всем мире. Свинки морозоустойчивые и пасутся здесь в открытом загоне вместе с лошадками.

Все тут добрые и благодушные. Кроме дам страуса Петровича. Их две. Пока я пыталась поймать в объектив Петровича, бесстрашно просунув руки через железную сетку, страусиха дважды стукнула своим клювом по моим костяшкам так, что я чуть было не выронила телефон. Петрович в это время равнодушно за нами наблюдал, бессмысленно жуя белый батон. Эстет.

Как Канава стратегическим объектом стала

- Это вам не просто река Канава. Это почти стратегический объект, — пожалуй, как-то обиженно говорит историк Андрей Ермоленко. Его можно понять. Объект — маленькая табличка перед разбитым мостом, под которым течет невзрачная речушка. А у речушки — история, достойная романа. На самом деле это новатор-ское гидротехническое сооружение XIX века. Выкопанное вручную (!) крепостным крестьянином Климен-тием Ушковым.

У железоделательных заводов Демидова — Нижнетагильского и Черноисточинского — то и д, ело случались перебои с в, одой, приводившей в движение заводские механизмы: то лето засушливое, то зима малоснеж-ная.
Ушков предложил свой способ решения — выкопать самодельную речку, которая объединяла бы два водо-ема. Однако затея его показалась странной, и предложено было Климентию внедрять ее самому. В итоге один крепостной, а был он небедным, поскольку мукой торговал, нанял других — рабочих Черноисточин-ского завода — и стали они канаву копать. Так вот, за три года (!) выкопали они самодельную речку — не-глубокую, метра 2–3, хотя рыба тут водится, но длинную — почти 5 километров в длину. Она соединила Черноисточинский пруд и Верхний Прудок, вобрала в себя воду всех окрестных речушек, и получилось что-то вроде системы резервных прудов с дамбой и шлюзами.

За такой подвиг Климентию дали вольную, а Канава его до сих пор «в строю». Журчит и радует всю округу. Ермоленко обязательно приводит сюда туристов. В целом же в этом году в Висиме откроется 15 авторских, разработанных им маршрутов.

Ну что, вдохновились? Значит — вперед! Как видите, и н, а Урале есть много чего интересного, если вокруг оглядеться. А заграница? Она подождет…

Елена Стрельцова